Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

«ЭФФЕКТ ТОЛПЫ» ИЛИ КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ

Дата: 7 марта 2023 в 10:57, Обновлено 7 марта 2023 в 11:10
978 просмотров

«ЭФФЕКТ ТОЛПЫ» ИЛИ КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ

Организационный момент.

«Эффект толпы» и «массовое сознание» на сегодняшний день стали обыденным явлением, на первый взгляд не предполагающим наличие какой-либо проблемы. Так ли это?

— Как избежать потери личной идентичности?

— Как предостеречь подрастающее поколение от совершения негативных поступков, способных духовно и физически повлиять на их дальнейшее становление.

— Как не поддаться влиянию «извне» и сохранить себя?

Все эти вопросы сегодня особенно актуальны.. .

 

Иногда, поддавшись простому любопытству, человек присоединяется к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие или явление, постепенно сливаясь с толпой.

Обратимся к социальной психологии.

Толпа – это временное бесструктурное скопление людей, у которых зачастую нет конкретной цели, но есть схожее эмоциональное состояние и общий объект внимания.

Каждый из нас либо бывал в толпе, либо наблюдал ее поведение со стороны.

 

Немного истории.

Понятие «эффект толпы» знакомо нам из учебников истории, начиная с общин древнейших людей – первобытного человеческого стада.

Можно вспомнить, как шаманы вводили в экстаз большое количество своих соплеменников.

Ярким примером служат гладиаторские бои в Древнем мире, античные сборища греко-римской цивилизации и народные развлечения, в т.ч. и жестокие зрелища.

Обратите внимание на реакцию людей: они как будто заражены общим настроением и эмоциональным состоянием.

Само понятие было введено в обиход в начале 20 века.

 

Сегодня. Сегодня у нас есть масса более свежих и ярких примеров:

- шествия и митинги;

- выступления спортивных фанатов;

- различные фестивали и концерты;

- дискотеки, клубные вечеринки и др.

… которые так привлекают многих современных юношей и девушек.

 

Психологические особенности толпы при проведении массовых мероприятий

Феномен толпы. Как это происходит?

Случается, что, оказавшись в толпе, человек будто бы теряет себя, совершает неприемлемые и неадекватные в обычной жизни поступки. Именно это ученые и называют «эффектом (феноменом) толпы».

Психологию толпы в конце 19 в. начал изучать французский социолог Гюстав Лебон. Его цитата: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Он пришел к выводу,  что люди не просто соседствуют друг с другом, а «заражают» окружающих своими эмоциями.

Кстати, слово «заражение» связано не только с физическим состоянием. Психическим заражением считается передача эмоционального и психологического настроя от одного человека другому.

 Мы не рассматриваем сейчас толпу в прямом смысле – на стадионе, остановке, в кинотеатре, метро  и т.д. Хотя и эти места не всегда безопасны.

 

Признаки толпы. Толпой принято называть такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

- многочисленность – как правило, это большая группа людей, так как в малых группах с трудом может возникнуть «эффект толпы»;

- высокая контактность – каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональное пространство;

- эмоциональная возбужденность – типичными психологическими состояниями группы являются неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей;

- неорганизованность (стихийность) – эти группы чаще всего образуются стихийно, имея изначально слабую организованность, а при наличии организации могут терять ее;

- неустойчивость цели – общая цель отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут утрачиваться или подменяться другими.

 

Виды толпы. В социальной психологии виды толпы рассматриваются с разных точек зрения.

Масса людей, характеризующаяся степенью активности,

может быть активной и пассивной.

Активная – группа эмоционально заряженных людей, которые психологически готовы к совместным действиям. У них формируются сходные социальные установки на определенное поведение и обмен информацией.

Пассивная (спокойная) – это менее эмоциональные участники группы, которые не проявляют рвения к поступкам и дальнейшим серьезным шагам. Это, например, люди на вокзале в ожидании поезда, посетители музея и или экскурсии и т.п.

По характеру эмоциональности.

Каждое скопление людей характеризуется общими эмоциями. Выделим основные три направления:

Восторг – восторженную публику можно наблюдать на концертах, праздниках, ярмарках, некоторых спортивных мероприятиях.

Агрессия – в такой толпе уровень эмоционально возбуждения, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Накапливается психическое напряжение, вызванное чувством отчаяния, гнева, несправедливости. Болельщики-фанаты на спортивных матчах, участники митингов, скопление людей, нацеленных на грабеж, мародерство. Основная характеристика агрессивной толпы – разрушительное поведение по отношению к окружающим предметам и людям.

Паника – наступает в группе людей, объединенных чувством страха, опасности. Например, в случаях аварии, пожара, землетрясения и т.п.)

По степени стихийности.

Несмотря на то, что толпа – явление, преимущественно,  стихийное, она делится на организованную и ведомую группу.

Организованная масса людей часто действует в рамках определенного плана. Например, праздничное шествие на 1 мая или День города, Парад на День Победы. Такой группой легко управлять (контролировать), так как она собралась для определенных целей.

Ведомая толпа образуется в результате действий зачинщиков, которым впоследствии подчиняются участники. Если лидер прекратит действия, подогревающие толпу, зрителям и зевакам придется просто уйти, поскольку смотреть будет уже не на что.

 

Настроение толпы. Дискуссия.

Эмоции человек испытывает всегда и везде: будь он у экрана телевизора, в ожидании транспорта или в праздно гуляющей компании сверстников. Настроение его меняется в зависимости от ситуации. То же происходит и в толпе.  Все зависит от настроя. Возьмем две противоположности:

Восторг – восхищение кем-то или чем-то, радость, удовольствие.

Агрессия – ненависть, раздражение, гнев…

— Как эти эмоции могут проявлять люди в активной толпе? Напомню – это эмоционально заряженные люди, готовые к совместным действиям, обмену мнениями и т.п.

— Восторг? Да, возможно. Участие в празднике, вечеринке… – как говорится «и себя показать, и на людей посмотреть».

— Агрессия? Однозначно присутствует. Выступления недовольных спортивных фанатов, акции протеста… «На людей посмотреть и себя показать» можно разными способами.

— Что вы скажете по поводу настроя пассивной группы?

Напомню – это менее эмоциональные люди, особого рвения к серьезным действиям не проявляют.)

— Восторг? Да, однозначно. Удовольствие от просмотренного фильма, восхищение рукой художника на выставке. Кто из нас не испытывал подобного восторга!

— Агрессия? Скорее, нет. Можно сказать, крайне редко: раздражение из-за задержи рейса, отмены сеанса… Не более того.

Теперь по степени стихийности.

— Какие из этих эмоций чаше всего испытывают люди в организованной группе?

Напомню – мероприятие проводится по плану, организован транспорт, питание, мед.помощь и т.д.

— Восторг? Безусловно. Радость на праздничной ярмарке, восхищение зрелищем парада на День Победы…

— Агрессия? Скорее, нет. Разве, что  раздражение может вызвать громкая музыка, как вариант…

— Какие же эмоциональные настроения присущи ведомой группе людей?

Напомню – участники мероприятия подчиняются действиям зачинщиков.

— Восторг? Изначально, скорее, интерес, любопытство, недоумение или равнодушие… А далее – как пойдет.

— Агрессия? Да. Вполне. Неизвестность порождает раздражение. А дальше дело в «руках зачинщика». Когда приходится подчиняться, тоже не особо приятно. И неизвестно, что ожидать от парочки рядом стоящих агрессоров.

По толщине линий на схеме просится вывод: преимущественно к проявлению негативных эмоций склонны участники групп, организованных зачинщиками или психологически готовые к серьезным совместным действиям. В то время, как спокойный и организованный характер группы направлен на позитивное восприятие.

— Как вы думаете, способны ли скопления людей перевоплотиться: спокойная (пассивная) в активную, а организованная в ведомую толпу.

— Безусловно. Все зависит опять-таки от накала страстей и зачинщика.

Кроме восторженной и агрессивной публики, есть риск оказаться в толпе, охваченной паникой. Для людей характерны такие проявления эмоций как страх, беспокойство, безысходность. При любом скоплении люди в таком состоянии без разбора бегут в разные стороны, возможны травмы и увечья.

ПОМНИТЕ! Каким бы образом не образовалась толпа, она может видоизменяться и перевоплощаться, проявлять весь спектр чувств и эмоций в зависимости от ситуации, которую заранее прогнозировать почти невозможно.

 

Развитие толпы.

Как уже выяснилось: толпа – это нечто хаотичное и бесструктурное. Но все же она имеет свои стадии образования.

1. Формирование ядра толпы.

- Зачинщики – целенаправленно пришедшие собрать народ для привлечения внимания или действий: внушение собственного мнения, продажа товаров или сбор денег, нападение на людей, разрушения и вандализм и т.д.

- Событие, привлекающее внимание: присоединиться к массе человека заставляет любопытство.

2. Кружение. Участники становятся более раскрепощенными и восприимчивыми к любой информации. Даже, если вести себя вызывающе, все равно никто не заметит. Людей – огромное количество, поэтому никто не обратит внимания на неординарные слова и поступки.

3. Новый объект внимания.

Изначально толпу формирует некое событие, которое обсуждается внутри. Появление нового объекта внимания провоцирует еще большее сплочение собравшихся, новую волну эмоционального настроя.

4. Активизация отдельных участников.

Любое напряжение требует разрядки. Логично, что некоторые не выдерживают давления и самостоятельно стимулируют других участников к действиям, это может привести к негативным последствиям. Что очень опасно для всех.

 

Социальный эксперимент. Чем же опасен феномен толпы?

Показательным уже несколько десятилетий служит один социальный эксперимент, проводимый и с детьми, и со взрослыми – эффект одинаковый. Попытаемся его воспроизвести…

«Участникам эксперимента дана установка на вопрос: «Какого цвета пирамидки?» отвечать – ОБЕ БЕЛЫЕ. Испытуемый, не подозревая о сговоре,  должен самостоятельно дать ответ. Справится ли он с заданием?»…

Обратите внимание, как теряется личная идентичность человека, если он поддается чужому влиянию. Так же происходит и в толпе. На этом примере рассмотрим ее основные свойства.

 

Свойства толпы. SOS Утрата рационального контроля.

Внушаемость – по мнению социологов это самый важный элемент. Какую силу имеет внушение, показал эксперимент. Люди легко подхватывают всеобщее настроение и чрезмерно восприимчивы к внушению.

Заражаемость. Нужно учитывать, что чем больше скопление народа, тем ярче становятся эмоции. Они как бы передаются от одного человека другому.

Анонимность. Поступая «как все» человек лишает себя права на личное мнение, ошибочно предполагая, что его мнение совпадает с мнением других. Так проще…

Отсутствие  ответственности. Человек в толпе не задумывается об ответственности за свои поступки и слова. Зачем доказывать, что «одна пирамидка белая, а другая черная», это большая ответственность, если учесть, что остальные думают иначе.

Потеря осознанности. Для человека в толпе такие понятия как логика и рассудительность включаются с трудом. Ведь понимает, что «пирамидки разного цвета», но не включается, не вникает в детали, выбирая не правду и реальность, а заблуждение и иллюзию.

Очевидно, что все эти свойства составляют «эффект толпы», который весьма опасен для человека в случае утраты им рационального контроля.

 

Противодействие. Как не поддаваться влиянию толпы.

Противодействовать мнению большинства очень трудно, а порой – невозможно.

В идеале лучше стараться избегать большого скопления людей, т.е. наблюдать за действом как бы со стороны, или научиться «выходить» из толпы. Для этого важно установить для себя лично несколько правил.

1. Нет конкретного лекарства, как себя обезопасить. Но есть банальный совет для всех – Думать прежде, чем делать. Чаще задавайте себе вопрос: «А я действительно этого хочу?»

2. Из чего вытекает вполне реальный вывод как Стремление отличать свои желания от желания массы.

3. Придерживаться своих правил, моральных принципов и внутренних убеждений. В этом случае не придется обращать внимание на сомнительные идеи, которые витают в умах других. Ничто не сможет сломать вашу эмоциональную и психологическую защиту.

4. Контролировать эмоции и трезво смотреть на происходящее. Держите себя в руках. В порыве эмоций человек легко поддается влиянию. Его можно без особых усилий спровоцировать даже на агрессивные шаги.

5. Оставаться на «своем месте», доверяя себе и собственному мнению. Доверяйте лично себе, своему мнению и идеалам. И никто не сможет навязать вам свою точку зрения.

Только сильный интеллект и крепкая воля человека не позволяет толпе его поглотить – и если он там оказывается, это его личный выбор, не тупое подчинение.

 

Родителям (сл. 13–17)

Почему подростки попадают под влияние толпы?

Подростковый и юношеский возраст – период расширения социальной активности, желания получить самостоятельность. Взрослеющий человек обретает новое видение мира, меняются его отношения со значимыми взрослыми. В разы увеличивается потребность в общении со сверстниками.

Примерно 80% подростков входят в группы различной направленности (футбол, музыка и др). В увлечениях проявляются стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, самореализации.

Принадлежность к группе и общение со сверстниками является важной потребностью в данном возрасте, необходимо для самопознания.

 

Почему подростки попадают под влияние толпы?

Каждый подросток хочет иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки, освобождение от опеки со стороны взрослых.

Казалось бы, все понято. Что нас беспокоит? В чем же проблема?..

Не каждый взрослый может грамотно выстроить отношения со своим ребенком в этот нелегкий для обоих период взросления.

Поэтому нередки случаи, когда подросток, ища внимания, поддержки, попадает под влияние той или иной группы.

 

Протестный характер – это одна из возрастных психологических особенностей. Подростки протестуют везде и во всем, в одиночку и за компанию, в мыслях и в действиях, отличаясь друг от друга только глубиной протеста. Это очень важно понимать нам, взрослым.

Выход на какую-либо акцию для подростка приключение, подбадриваемое присущим для возраста «МЫ». А в случае задержания прибавляется бравада, закрепляется протестный механизм реагирования.

!!!Такое поведение является нормой только для подросткового возраста.

Для подростка быть в протесте – естественно.

Тотальный запрет может вызвать новый протест – протест против тотального запрета.

Научить подростка высказывать свое мнение без угрозы его психике и будущему можно только собственным примером. Надо помнить, что они учатся правильной тактике, не столько слушая нас, сколько глядя на нас, на то, как мы сами ведем себя и во взаимодействии с ними, и во взаимодействии с другими людьми.

 

Поколение Z.

Поколение Z – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с начала 2000-х.

Исследования показали, что это очень хорошие и неконфликтные дети, несклонные спорить и восставать против родительского контроля.

В то же время это юноши и девушки, которые сформировали свое представление о жизни и справедливости. У них есть другой мир, другие гуру, другой язык.

Школьники и студенты живут в цифровом мире и не смотрят телевизор. Сегодня это не аудитория БТ, они воспитываются и формируются в иной информационной среде.

Это нужно принимать, понимать, учитывать, чтобы направлять своего ребенка в разумное русло.

 

Рекомендации родителям по общению с подростком.

От внимания, интереса, поддержки, одобрения со стороны родителей зависит уровень приспособления ребенка к социальным требованиям и запретам. Отсутствие родительской любви, постоянное применение наказаний возникает являются толчком к развитию агрессии.

1. Удовлетворяйте потребность ребенка во внимании и одобрении.

2. Уделяйте время доверительному искреннему общению, создавайте атмосферу, где ребенок может без опаски высказывать свою точку зрения.

3. Принимайте чувства ребенка, сочувствуйте (не игнорируйте).

4. Выражайте свои чувства и ощущения от происходящего (услышанного) словами. Высказывайте свою точку зрения (делитесь своим мнением).

5.Озвучивайте свои жизненные ценности и ожидания. Обсуждайте. Договаривайтесь. Делайте совместные выводы.

 

Вывод.

Мы все хотим одного, чтобы подростки не боялись быть собой, умели защищать себя и свои интересы, имели собственные мнения и взгляды, не поддавались давлению большинства.

Мы можем влиять на их выбор, мы можем выявлять и работать с предпочтениям, отклонениями в поведении обучающихся.

Мы готовы рассказать подросткам об этом психологическом феномене «эффект толпы» во избежание потери их личной идентичности.

 

Для нас важно. (вариант для работы с подростками)

Мы все хотим одного, чтобы вы не боялись быть собой, умели защищать себя и свои интересы, имели собственные мнения и взгляды, не поддавались давлению большинства.

Мы готовы помочь вам в выборе, мы можем вас услышать и понять ваши предпочтения и интересы

Мы должны рассказать вам об этом психологическом феномене «эффект толпы» во избежание потери вашей личной идентичности.

 

Наша задача.

Наблюдательность, внимание к обучающимся и деталям их жизни, их семьям, родителям – главное условие для формирования стойкой жизненной позиции подрастающего поколения.

Своевременное выявление проблем подростка по признакам, по мониторингу социальных сетей, по его разговорам и информации о нем.

Для того, чтобы ребята понимали всю значимость проблем при нахождении в толпе, можно использовать формы работы, такие как:

- уроки-практикумы и уроки исследования, где обучающие будут разрабатывать мероприятия по предотвращению последствий от влияния толпы;

- минутки безопасности – отдельный предмет для обсуждения вопросов безопасного поведения с подростками.

- тренинги и упражнения на сохранение спокойствия, уравновешенности, самообладания и т.д.

- встречи с представителями РОЧС, РОВД, УЗ.

Только будучи рядом, мы сможем формировать у детей состояние готовности к сохранению физического, психического и социального благополучия при действии на них факторов экстремальной ситуации.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.