Что необходимо делать родителям, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения
- Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе, постарайтесь её устранить, не обсуждая все подробности с ребёнком.
- Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
- Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами. Пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на вас впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
- В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Как слушать своих детей
- ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВНИМАНИЯ. Дети чувствуют искреннее внимание, Время от времени оставляйте все свои дела и находите время для того, чтобы заметить своего ребёнка, обратить внимание на то, что он делает или говорит – особенно, когда он этого не ожидает. Если вы уделяете время детям только когда они плохо себя ведут, будьте готовы к тому, что они будут вести себя ещё хуже!
- СЛУШАНИЕ ГЛАЗАМИ. Когда вы слушаете своего ребёнка, для него очень важно выражение ваших глаз. Очень полезно физически опуститься до уровня глаз ребёнка и увидеть то, что он переживает. Как вам самим нравится, если кто-то в разговоре с вами не смотрит на вас?
- СЛУШАНИЕ РУКАМИ. Касаясь ребёнка, обнимая и прижимая его к себе, вы помогаете ему более свободно изливать свои чувства, выражать свои страхи и привязанности, выплёскивать свой гнев и много других переживаний, которые он не в состоянии выразить словами.
- НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИГРОЙ. Ребёнок просто расцветает, когда родители ему уделяют позитивное внимание, причём не только тогда, когда он чем-нибудь расстроен. Когда вы наблюдаете за его игрой, он понимает, что его «замечают». Вам просто надо смотреть, как ребёнок играет, периодически комментируя вслух то, что вы видите.
- МОЛЧАНИЕ. Когда ваш ребёнок чем-нибудь расстроен, прикусите себе язык и постарайтесь не спорить с ним и не урезонивать его. Расстроенный ребёнок обычно не желает выслушивать никаких объяснений., даже самых разумных – ему как раз хочется вести себя совершенно неразумно., ему хочется рвать и метать и кричать во весь голос о том, как несправедливо устроен этот мир. И лишь после того, как он выплеснул всё это наружу, он может выслушать вас.
- ОДНОСЛОЖНЫЕ РЕПЛИКИ. Иногда для того, чтобы у ребёнка сложилось ощущение, что его слушают и понимают, достаточно одного-двух слов: «М-м-м», «Ага!», «Правда?», «Понимаю», «Ну, вот!»… Но если вы только претворяетесь, что слушаете ребёнка, он это быстро поймёт.
- ЭХО. Периодически (лучше после небольшой паузы) повторяйте слова, которыми ребёнок закончил высказывание. Можно их немного перефразировать или обобщить. Таким образом, вы дадите ему понять, что вы его действительно слушаете и понимаете: «Так–так, значит, ты хотел…» Кроме того, это обычно служит сигналом того, что вы хотите, чтобы ребёнок продолжал говорить.
- ЗЕРЦАЛО ЧУВСТВ. Старайтесь понять, что переживает ваш ребёнок, и сформулировать это своими словами, чтобы ребёнок мог подтвердить или опровергнуть вашу догадку. Это поможет ребёнку научиться осознавать свои чувства и эмоции, доверять вам и быть внутренне свободным.
Заповеди для родителей
- никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении
- ясно определите, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
- Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
- Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
- Своевременно сделайте замечание, оцените поступок, а потом сделайте паузу – дайте осознать услышанное.
- Главное – оценивать поступок. А не личность.
- Прикоснитесь к ребёнку и тем самым дайте понять, что сочувствуете его ошибке, верьте в него, несмотря на оплошность. Дайте понять (но необязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки – не одно и то же.
- Воспитание должно быть поэтапным.
- Воспитатель должен быть строгим, но добрым.